Т.Е. Наговицына. Декоративное панно «Уймонская мастерица»
* Фотослайдер листается щелчком мыши, изображение появляется после загрузки всех кадров *
Фото 1
Фото 2
Заселение алтайских земель русскими переселенцами проходило с XVIII века на протяжении трёх столетий. В это время повсеместно от Урала до Сибири расцветала домовая роспись. В конце XIX века украшение домов было свойственно многим регионам России.
Роспись домов несёт прежде всего смысловую нагрузку. Урало-сибирская роспись, как и всё народное искусство, традиционно является благопожелательной. В её основе лежат древнейшие мотивы магического содержания.
На Алтае роспись появилась преимущественно в местах расселения старообрядцев. Наиболее ранние росписи сохранились в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района. Лучшие из них принадлежат кисти талантливой художницы Елены Атамановой, известной среди сельчан как Агашевна. Её композиции отличались лёгкостью, изяществом и ажурностью. По рассказам старожилов, Агашевна ходила босиком, с холщовой сумкой через плечо, в которой были кисти и краски. Всем расписывала дома, но денег за это не брала. Всем несла своей росписью благопожелание и красоту в дом.
В росписи декоративного панно «Уймонская мастерица» автор изобразила Агашевну в семантическом решении. В этой композиции следующее семантическое прочтение: Агашевна изображена в старообрядческом костюме, с совой на плече. Сова в народном искусстве издревле изображалась как символ мудрости. У ног уймонской мастерицы расцветает родовое древо жизни с корнями. Говорят: род живёт до тех пор, пока есть корни. Цветы на древе — символ взрослого поколения, бутоны и ягоды — символ детей, листья — символ изобильного урожая. Пара птиц, парящая над древом, считалась залогом счастья и благополучия семейной пары.
Сама Агашевна держит в руках цветок — символ солнца, дающего жизнь всему живому. Древо расцветает на земле, обогретой солнцем и напоённой водой. Традиционно изображён красно-коричневый фон — символ земли. Воду символизирует рамка сине-зелёного цвета. Такие семантические композиции чаще всего изображали на входной двери.