Дом творчества СибРО
"Город мастеров"
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ГОРОД МАСТЕРОВ
Сибирского Рериховского Общества


649475, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, село Верх-Уймон,
ул. Строительная, 18. Телефон: 8-(388-48)-24-3-36

Дом-музей Н.К. Рериха
в Верхнем Уймоне


Урало-сибирская роспись на Алтае. Статья Т.Е. Наговицыной


Урало-сибирская роспись на Алтае. Статья Т.Е. Наговицыной


Расцвет урало-сибирской росписи приходится на конец XIX — начало XX века, когда в России произошёл переход от курных, то есть «чёрных», изб к «белым» горницам и народ стал украшать их. Изменение интерьера послужило основой для развития домовой росписи.

Возникновение этого промысла на Алтае исследователи тесно связывают с историей формирования этно-социальных общностей, с проникновением русских в Сибирь и её освоением. Научные экспедиции на Алтай обнаружили, что у старообрядцев, наряду с расписанной домашней утварью, широко распространена и домовая роспись. Образцы росписи найдены преимущественно в местах расселения старообрядцев — предгорных и горных районах Алтая. Заселение Уймонской долины происходило в несколько этапов в XVIII — XIX веках. Предки нынешних жителей Уймонской долины пришли сюда, спасаясь от гонений за веру.

К настоящему времени старообрядческая культура достаточно изучена этнографами — исследователями народного искусства, музейными работниками. Р.П. Кучуганова, создатель музея истории и культуры Уймонской долины, проводит большую работу по изучению и популяризации народной культуры.

Общеизвестно, как воздействует народное искусство на формирование духовной культуры, которая произрастает на своей почве, имеет свою географию, социальную среду, то есть обладает самобытностью. И сегодня особо актуальным является возрождение, развитие и совершенствование традиционных художественных ремёсел.

В последние годы остро стоит вопрос формирования национального самосознания, большое внимание стали уделять национально-культурному мировоззрению, образованию и воспитанию. Происходит осознание роли народных истоков в воспитании молодого поколения.

Жители и гости Алтая проявляют большой интерес к истории края, к народному искусству Алтая, к жизни старообрядцев в Уймонской долине. В прошлом именно в их жилищах наибольшую распространённость имел расписной декор. Несколько ранних его образцов сохранилось в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района. Лучшие из них принадлежат кисти самобытной художницы Елены Атамановой, известной в народе под именем Агашевна. Её композиции отличались лёгкостью, изяществом и ажурностью. По воспоминаниям старожилов, она ходила босиком, с холщовой сумкой на плече, в которой были кисти и краски, расписывала сельские дома, чтобы внести в них частичку счастья и радости и в то же время оберечь их. Как рассказывали, Агашевна «за крашеные цвяточки денег не брала». В Верх-Уймоне сохранилось два дома, где есть фрагменты росписи этой художницы.

Промысел домовой росписи просуществовал недолго. Прошла мода на роспись домов, и забылся семантический смысл росписи. Но сейчас, в начале XXI века, оживает интерес к истокам народной культуры, к русским промыслам.

Народное искусство — это живой организм, которому нужен приток свежих сил. Такими силами может стать молодёжь, воспитываемая на традициях народных ремёсел. В селе Верх-Уймон силами Сибирского Рериховского Общества на базе Мемориального Дома-музея Н.К. Рериха создана художественная экспериментальная мастерская «Жар-цвет», где мастера расписывают изделия из дерева и где успешно работает студия росписи, в которой занимаются и дети, и взрослые.

В художественных школах, центрах детского творчества и других специальных заведениях Сибири широко освещаются такие знаменитые промыслы, как Хохлома, Городец, изучаются северные росписи, но мало внимания уделяется изучению и популяризации народной росписи своего края. В настоящее время мастерами экспериментальной художественной мастерской «Жар-цвет» ведётся большая работа по популяризации урало-сибирской росписи на Алтае: изучению этнографических образцов, сохранению технических и технологических особенностей, расшифровке семантики росписи, развитию традиции в современных условиях. Создатели мастерской поставили перед собой непростую задачу возрождения и развития народных росписей в рамках современных художественных промыслов. Все, кто посещает студию, с большим увлечением изучают искусство урало-сибирской росписи, осваивают технику исполнения и постигают основы декоративной композиции.

В целях популяризации урало-сибирской росписи в мастерской проводятся мастер-классы, где можно познакомиться с историей бытования промысла, узнать, как традиция адаптируется в современных условиях, познакомиться с семантикой элементов и символикой цвета. Мастер-класс подаётся не только как исторически-познавательный, но и как практический. Его участники могут освоить простейшие технические приёмы и написать простые элементы росписи, почувствовав себя художниками-творцами.

Тамара Ефимовна Наговицына, народный мастер Алтайского края, разработала уймонский сувенир, в котором сохранена семантика и традиция росписи «двойного мазка». Этот сувенир — алтайская матрёшкаобрёл своё имя: Уймонка. Уймонка — это хранительница домашнего очага, семейного счастья и благополучия. Она «одета» в старообрядческий костюм русских переселенцев, декорированный элементами урало-сибирской росписи со своей семантикой цвета и образа.

Ещё в период расцвета урало-сибирской росписи сложилась её художественная система, отличающаяся логичностью, соподчинённостью технических и художественных приёмов, разнообразием мотивов, построением композиции.

Эта роспись — семантическая, то есть смысловая. Издревле в народном искусстве изображение прежде всего несло смысловую нагрузку, а затем эстетическую. Всё, что создавалось руками, делалось во благо и для блага, то есть несло в себе благопожелание. Все предметы в доме расписывались с надеждой на исполнение желаний и несли оберегающую функцию. Так создавался изобразительный оберег. Основа цветочного орнамента — родовое древо жизни, где цветок — это не просто растение, а модификация солярного знака. Мастер лёгкими движениями кисточки создаёт «Древо жизни», расцветающее на прогретой солнцем земле, где цветок символизирует и солнце, дающее жизнь всему живому, а также взрослые и молодые поколения. Бутоны и ягоды на цветущем «Древе жизни» — это символ детей, листья — символ изобилия, хорошего урожая, постоянного возрождения и роста. «Древо жизни» венчают две птицы, как символ счастливой супружеской пары. Красный цвет является символом очага и жизни, голубой и зелёный — символ растений, наполненных живительной влагой.

Символы — это сакральный язык, при помощи которого наши предки хотели донести до нас свои знания о мироздании и о себе, как частице этого мироздания. Прикоснувшись к этим знаниям, можно почувствовать оберегающую силу этих символов, а значит, и заботу предков о нас. И этому помогут уймонские сувениры с урало-сибирской росписью.

Народ жив тогда, когда сохраняется его национальная культура. Мы не должны становиться «Иванами, не помнящими своего родства», обустраивающими свой быт по фэн-шуй. Нам надо гордиться своими исконными народными ремёслами, любить свою культуру и формировать национальное самосознание.

В наш стремительный век научно-технического прогресса у людей появилась насущная потребность в окружении себя красотой. А народное искусство, как никакое другое, умеет создавать праздничную радость. Здесь живут рядом сказка и реальность, традиция и современность. По замыслу художника мир должен быть устроен красиво и гармонично. Всё это воплощается в народном декоративном искусстве.

Т.Е. Наговицына, народный мастер Алтайского края



Назад в раздел